Конечно, все это здорово и правильно. Но, честное слово, как-то не вяжутся победные рапорты с объективными показателями, которые свидетельствуют о росте заболеваемости населения Подмосковья.
Смертность от туберкулеза, например, выросла в последние годы почти в полтора раза. Не стоит ли это явление в связи с тем, что техническая база областной противотуберкулезной службы не обновлялась с конца 80-х годов, а в 70 процентах диспансеров и стационаров нет ни канализации, ни водопровода?
В области всего 13 передвижных флюорографов, что, конечно же, недостаточно для обследования сельского населения. Потому и обращаются люди к врачу уже тогда, когда болезнь запущена и шансы на выздоровление минимальны.
Страшный диагноз «рак» все чаще ставят врачи больным региона, причем смертность на первом году среди зарегистрированных больных раком поднялась до 30 процентов. И опять потому, что приходят к врачу больные с уже запущенной болезнью.
Болезнями зубов и десен страдают в Подмосковье тысячи и тысячи жителей, но стоматологическая служба в области пребывает на пещерном уровне.
Санитарная и экологическая обстановка в области просто отвратительная. Москва-река уже совсем мертвая, периодические сбросы вредных стоков поражают и мелкие речушки, как недавно это случилось с рекой Пехоркой, в которой убита не только рыба, но и вообще все живое. Вспышка гепатита А в Химках тоже вызвана плохим качеством воды, привозимой в связи с аварией на водопроводе в бочках. Болезни, почти ликвидированные в советский период, вновь стали распространяться по региону.
Объяснение всех этих бед простое: несмотря на наличие в области медицинских центров и сети районных больниц, поликлиник и медпунктов, большинство населения лишено настоящей врачебной помощи. Можно сказать (с учетом поправки на время), что население области в медицинском отношении так же заброшено, как и в ХIХ веке, до появления земской медицины.
Жалобы на плохое медицинское обслуживание приходится слышать повсеместно. Вот что рассказывает жительница каширского села Зендиково: Заболеешь, нужно сначала ехать в райцентр за талончиком, потом на прием, и всякий раз подолгу ждать своей очереди. Приедешь иной раз а врач заболел… Так можно порой и неделю прокататься… Если же из деревни надо попасть в поликлинику на базе МОНИКИ в Москве, то надо встать с петухами, чтобы, успев на первую электричку, к восьми часам утра занять очередь у окошка регистратуры. Конечно, и в некоторых деревнях есть фельдшерско-акушерские пункты, но они, в большинстве своем, находятся в плачевном состоянии и мало чем могут помочь заболевшему. Впрочем, и многие центральные районные больницы не в лучшем положении.
Житель Московской области А.Ануров попал в городскую больницу с диагнозом стенокардия. Ему давали там утром одну таблетку от болей в сердце и снотворное на ночь, а через два дня объявили, что выписывают его домой, но если он хочет пройти обследования по поводу букета других болезней, то может остаться в стационаре, только уже за плату. В палатах тараканы, ночью ни дежурного врача, ни сестры не дозовешься даже к инфарктнику, утром врач, делая обход без истории болезни в руках, видит и давно лежащих, и новичков, подчас путает, кто есть кто и кому чего выписывать. В итоге сестры иногда разносят лекарства не то и не тому, могут и клизму поставить не тому, кому надо. Зато к тому, у кого большие деньги все внимание…
Увы, это не единичный случай. Население постепенно привыкает к тому, что больница не лечебное учреждение, а место, где на больных зарабатывают деньги.
В СМИ постоянно звучит реклама: «Приезжайте в наш подмосковный пансионат, у нас самое лучшее импортное оборудование, опытные врачи всесторонне вас обследуют, назначат самые действенные лекарства и процедуры. Вам проведут полное очищение организма, вы сможете похудеть, не прибегая к изнурительным диетам». И т.д., и т.п. Единственное, о чем умалчивает реклама, это о том, что приглашают поправить здоровье не всех, кто в этом нуждается, а тех, у кого есть большие деньги. Даже в писательском подмосковном Доме творчества в Переделкине открылась платная стоматологическая лечебница.
Удивляться тут нечему: в стране происходит быстрое социальное расслоение, и экономика все более превращается в «экономику для богатых». Естественно, что столица и столичная область идут в первых рядах этого процесса. Поражает другое: стремятся заработать деньги даже там, где, казалось бы, это невозможно, на процедурах, за которые грех устанавливать плату. В областной поликлинике на базе МОНИКИ туалет в подвале сделали платным, а остальные, что на этажах, попросту закрыли. И теперь больному, приехавшему из деревни, надо заплатить, пока он дождется своей очереди на прием, как минимум еще рублей 15 за такую «услугу службы здравоохранения». Поездит человек недельку в больницу как это отразится на его бюджете при скудной пенсии?
Конечно, глубинные причины кризиса здравоохранения обусловлены общероссийскими обстоятельствами, однако многое здесь зависит от некомпетентности или нераспорядительности муниципальных властей. Вот в ту же деревню Зендиково приехал «летучий отряд» медиков-специалистов. Жители очень довольны. Так возрождается на новой основе самая простейшая форма земской медицины разъездная, что должно улучшить медицинское обслуживание жителей отдаленных деревень (а из 6,5 миллионов человек, населяющих область, 870 тысяч проживают в радиусе 60 километров и более от Москвы).
Сейчас действуют уже 6 таких передвижных амбулаторий, бригада врачей включает терапевта, невропатолога, отоларинголога, окулиста, гинеколога и хирурга. Микроавтобус, предоставленный одной из московских фирм, оснащен портативным оборудованием для экспресс-диагностики, о котором врачи самой больницы могут только мечтать. Необходимые анализы производятся на месте. Передвижной флюорограф врачи не решились взять с собой, опасаясь, что он по дороге развалится.
С одной стороны, хорошо, что пусть поздно, когда убыль населения в области приняла угрожающие размеры, но эти шаги все-таки предпринимаются. Однако вся тяжесть работы в этом направлении ложится на областные власти, а местные руководители попросту игнорируют проблему, ссылаясь, как обычно, на отсутствие средств. В то же время, очевидно, что централизованно этот вопрос решить просто невозможно, главы городов и районов просто обязаны разрабатывать соответствующие программы и предпринимать активные действия для сохранения здоровья народа. Но ведь продавать землю и устанавливать игровые автоматы гораздо интересней и, главное, прибыльнее, чем думать о каком-то там здоровье какого-то там народа…
В Москве реклама: на станциях метро откроют медицинские пункты, где любому пациенту проверят состояние здоровья по 25 показателям, выявив тонус сосудов мозга, артериальное давление, частоту и ритмичность пульса и т.д. Более того, врачи тут же выдадут прогноз его здоровья на 10 12 лет (за все это будут брать по 50 рублей). Подобные кабинеты, оказывается, уже есть в Туле, Самаре, Великих Луках, Саратове. Если такое возможно в комнатушке на станции метро, то почему нельзя так же оборудовать подмосковные поликлиники?
Давно известен коренной порок отечественной системы здравоохранения: врачам в больнице выгоднее, чтобы было больше коек и койко-дней, проведенных в ее стенах больными. А врачам поликлиники выгодно, чтобы через нее прошло как можно больше больных. Одним словом, нашей медицине выгодны не здоровые, а больные люди, она от них кормится. Поэтому врач-терапевт, осмотрев больного и установив диагноз по своей специальности, посылает его на обследование к коллеге-эндокринологу, в надежде, что тот отплатит ему той же монетой. (У врачей это называется «ромашкой».) Разумеется, таковы общероссийские порядки, но кто мешает изменить их так, чтобы это пошло на пользу делу?
Так же давно известно, что предотвратить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Но о какой профилактике заболеваний можно говорить, если вся система здравоохранения все больше переводится на коммерческую основу?
А ведь пока вся губернская медицина держится на наследии, доставшемся от советских времен. Что же будет с ней, когда выйдут из строя здания поликлиник и больниц, построенные в «годы застоя» или раньше?.. В далеком Ханты-Мансийском автономном округе более сорока поселковых больниц, отрезанных от центра бездорожьем и большими расстояниями, получили возможность постоянных врачебных консультаций с ведущими специалистами страны. Для этого создана телемедицинская консультативно-диагностическая сеть. В трудных случаях электронная история болезни направляется по сети Интернета по месту работы медицинского светила, которое устанавливает или уточняет диагноз и дает рекомендации по лечению больного.
Да, Ханты-Мансийский округ богат, нефтяные и газовые компании, работающие там, получают много валюты, и часть ее могут направить на создание хороших условий для своих работников. Но ведь и Подмосковье не из числа бедных регионов. К тому же оно ближе к столице страны, чем Ханты-Мансийск. Казалось бы, именно Подмосковью надо стать пионером в области телемедицины, которая, кстати сказать, в развитых странах Запада распространена очень широко, в США ее услугами в той или иной мере пользуются до 40 процентов населения.
Российские туристы, которым во время их пребывания на курортах Турции приходилось обращаться за медицинской помощью, могут рассказать, насколько далеко ушла там медицина от нашей. Никаких пухлых историй болезни там давно уже нет, все данные о больном заносятся в компьютер, ход лечения строго контролируется, исключена любая возможность скрыть ошибку врача или фальсифицировать результаты. Расскажите об этом врачу любой подмосковной больницы, он сочтет это сценой из научно-фантастического романа. Я уж не говорю об опыте Японии, где, прошу извинения, в унитаз встроены приборы, которые тут же сделают анализы кала и мочи и при наличии тревожных симптомов сразу выдадут соответствующий сигнал, а если надо, то порекомендуют меры первоочередной доврачебной помощи.
Когда телемедицина в Подмосковье из области лозунгов перейдет в стадию реальности? Вряд ли скоро, если уже в третий раз переносят даже срок завершения первичной телефонизации области, когда в каждой деревне появится хотя бы один телефон. А потому пока у нас существует только «телемедицина по-подмосковски»: смотрят старушки рекламу по телевидению и примеряют ее рекомендации к своему тощему бюджету.
Вот и получается: от заброшенности крестьян в середине ХIХ века, от лечения у знахарей перешли к земской медицине, от нее к советской, добившейся ликвидации многих заболеваний, от нее к нынешнему подобию разъездной земской медицины там, где такое имеется, или к лечению у современных знахарей, с помощью телевидения. Но такой зигзаг может оказаться смертельным…
Говорят: на более быстрое совершенствование системы здравоохранения нет средств. Но почему тогда сплошь и рядом закупается дорогостоящее импортное оборудование, а не отечественные приборы, обходящиеся во много раз дешевле? Не потому ли, что чиновники, ведающие оснащением клиник, получают мзду от иностранных поставщиков? Многие отечественные предприниматели готовы вкладывать средства в медицину при условии, что получат налоговые льготы. Почему не поставить их в этом отношении в равные условия с иностранными инвесторами, о привлечении которых чиновники так рьяно заботятся?
Кстати, если уж речь зашла о чиновниках. Известно, что они у нас окончательно «вышли из народа» без намерения когда-либо вернуться в него. Они живут в особом мире, в том числе и лечатся в правительственных клиниках.
Во многих письмах жителей области высказывается такое мнение: беды здравоохранения были бы излечены намного быстрее, если бы чиновники лечились в тех же поликлиниках и больницах, что и простые смертные. Напоминают даже, что в США, например, только президент и вице-президент страны прикреплены для обслуживания к госпиталю военно-морских сил, остальные руководители покупают страховку и лечатся так же, как прочие граждане. Наше чиновничество любит перенимать опыт развитых капиталистических стран. Может быть, оно воспользуется и этим опытом? Не окажется ли он ключом к решению и проблем здравоохранения в области?..